В июне произошел рекордный обвал потребительских настроений

Основное конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил анализ о потребительских настроениях населения России во втором квартале 2018 года. Россиян спрашивали о личном материальном положении и внутренние резервы тратить заработанное на себя, родных и близких.

Сводный индекс потребительской уверенности (ИПУ) сохранил многознаменательность предыдущего квартала — минус 8%. То есть россияне не испытывают уверенности в книга, что могут спокойно тратить доходы.

А вот срез настроений за последние 12 месяцев оказался динамичным.

Повышение личного материального положения за последние 12 месяцев констатировали 12% респондентов, а его падение. Ant. улучшение — 27% опрошенных.

Эти данные соответствуют официальной статитике, зафиксировавшей, что реальные средства к существованию россиян падали последние четыре года. В прошлом году — на 1,7%, притом что же росла зарплата. Номинальная заработная плата увеличилась в прошлом году на 7,2%, в реальном выражении — бери 3,4%.

Светлое будущее никак не наступит

Россиян также попросили оценить перспективы бери следующий год. Как выяснилось, улучшения личного материального положения ожидают 13% респондентов, а его ухудшения — 16% (кварталом перед этим — 14 и 16%).

Позитивно оценили произошедшие за год изменения в экономике России 19% участников опроса, критически — 31% (кварталом ранее — 19 и 30%)

Не видят перспектив экономического роста 20%, а видят 25%. Положительных изменений в экономике России минуя год ожидают 25% опрошенных, отрицательных — 20% (кварталом ранее — 19 и 23%).

Эксперты отмечают, в чем дело? на протяжении предыдущих двух с половиной лет наблюдалась практически непрерывная тенденция постепенного улучшения потребительских настроений.

«Но линия индикатора не выходила за пределы зоны отрицательных значений, поскольку участники опроса в основном негативно оценивали фактически произошедшие и ожидаемые в течение следующих двенадцати месяцев изменения в экономике страны и личном финансовом положении», — говорится в обзоре ВШЭ.

Положительных (и до чрезвычайности невысоких) значений индикатор достигал лишь несколько раз за почти двадцать парение проведения обследований, это было в 2007 и 2008 годах.

Напомним, глобальный экономический затруднение докатился до России в августе 2008 года.

Читайте также:  Как смягчение валютного контроля для экспортеров скажется на рубле

Но впервые за последние плохо с половиной года было выявлено ухудшение экономических настроений среди молодежи (16-29 парение), традиционно настроенной более оптимистично.

Даже в этой возрастной группе настроение потреблять и изводить снизилось относительно предыдущего квартала на 2 п. п. до минус 4%.

Нет настроения

В обзоре указывается, до какой (степени россияне считают текущее время благоприятным для крупных покупок. Этот индекс кайфовый втором квартале практически не изменился — минус 22%. Индекс благоприятности условий чтобы крупных покупок, росший со второй половины 2009 года, рухнул после 2014-го, а в 2015-м показал наихудшее много значить с 2009 года.

Что уж говорить о крупных покупках, если россияне продолжают расходовать на обычных. Третий месяц подряд сумма среднего чека одного похода в лабаз снижается, и в июне 2018 года она уменьшилась к маю на 1,5%, отмечает тральный центр «Ромир».

По итогам июня показатель снижения остановился на уровне 13 рублей, потеряв ровно по сравнению с маем 8 рублей.

Индекс благоприятности условий для сбережений также остается в отрицательной зоне — погрешность 33%. Причем кривая линия неблагоприятного времени для сбережений практически повторяет кривую про больших покупок.

Оба эти показателя хотя и демонстрировали в последние годы повышательную динамику, всё-таки лишь в пределах зоны отрицательных значений, уточняют эксперты ВШЭ. Большинство участников опроса согласно-прежнему не считали текущие экономические условия подходящими для покупки дорогостоящих товаров (телевизоры, холодильники, автомобили, оцепенелость) и наращивания сбережений.

Доля оценок «очень благоприятная» ситуация для покупок не превышала 0,7%, и ни Вотан участник опроса не охарактеризовал собственное материальное положение как «очень хорошее», затем) чтоб(ы) активно тратить или сберегать.

Большинство участников опроса были солидарны во мнениях более или менее перспектив потребительской инфляции в течение следующих 12 месяцев: около 85% предполагали удорожание товаров и услуг, лишь 13% рассчитывали на неизменность цен, и 2% — на их незначительное упадок.

Читайте также:  Курс доллара может вырасти до 70 рублей

На этой неделе ЦБ обнародовал итоги очередного опроса населения.

В июне случился максимальный за девять лет обвал потребительских настроений. Россияне жалуются на очень авторитетный рост цен. По субъективным оценкам россиян, инфляция в России — 10%, что в четверик раза выше официальных данных Росстата.

Россияне не осознали грядущих изменений

Выводы ВШЭ неутешительны: близко четверть россиян не удовлетворены своим материальным положением.

«Доходы почти половины домохозяйств могут защитить лишь базовый уровень потребления без возможности делать сбережения или крупные покупки; чуть было не 85% населения страны ожидают дальнейший рост цен на потребительские товары и услуги», — говорится в обзоре.

Документ России в Европейском рейтинге потребительской уверенности населения ухудшилась относительно предыдущего квартала: край вновь переместилась ближе к концу списка — ниже России только Болгария, Румыния и Земля Эллады. Однако радикальных перемен на протяжении последних лет не наблюдается. Возглавляют чарт страны Северной Европы — Финляндия, Нидерланды, Швеция.

Директор Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Гера Остапкович недоумевает: судя по результатам опроса, российское население практически не отреагировало держи ряд знаковых событий последних месяцев — грядущие пенсионную реформу и повышение ставки НДС, сделано состоявшийся рост цен на бензин и тарифов на коммунальные услуги, а также возможное округление пошлин на приобретаемые зарубежные интернет-товары и повышение налогов на самозанятых.

Однако эти события могли бы послужить триггером снижения уверенности потребителей, однако в сущности они крайне слабо повлияли на результаты опроса.

«Такой динамике трудно разыграть логичную интерпретацию, возможно, это лишь кратковременная флуктуация», — резюмирует Остапкович.

Иными словами, россияне то время) как не осознали всех последствий тех новаций, которые приготовила власть после завершения выборного цикла. А время для трезвой оценки у россиян еще будет. Наверняка это отразится получи итогах опроса в третьем квартале и 2018 года в целом.

label