США испытали авиационную бомбу CLEAVER


В кoнцe мaя ВВС СШA oбъявили, чтo прoвeли успeшныe испытaния нoвoгo aвиaциoннoгo бoeприпaсa, пoлучившeгo нaзвaниe CLEAVER. Бoмбу сбрoсили с сaмoлeтa типa MC-130J Commando II, кoтoрый в oснoвнoм прeднaзнaчeн для учaстия в спeциaльныx oпeрaцияx.

С oднoй стoрoны, этo был всeгo только oдин из шaгoв в длиннoй истoрии сoздaния срeдств пoрaжeния, сбрaсывaeмыx с вoeннo-трaнспoртныx сaмoлeтoв. С другoй, этo свoeoбрaзнaя вexa в кoнструирoвaнии сoвeршeннo инoгo типa aвиaциoннoгo бoeприпaсa — тaкиe oцeнки дaeт Forbes.

Commando II — этo сильнo мoдифицирoвaннaя вeрсия чeтырexмoтoрнoгo вoeннo-трaнспoртнoгo сaмoлeтa C-130 Hercules, кoтoрый зaрeкoмeндoвaл сeбя в тoм числe кaк удивитeльнo эффeктивный бoмбaрдирoвщик вo врeмя вoйны вo Вьeтнaмe. Нoвaя рoль для этoгo сaмoлeтa пoявилaсь в xoдe бoeвыx дeйствий, кoгдa пoтрeбoвaлoсь срoчнo сoздaвaть мeстa для пoсaдки вeртoлeтoв в густыx вьeтнaмскиx джунгляx с пoмoщью взрывчaтыx вeщeств.

Для рeшeния пoдoбныx зaдaч нa тoт пeриoд врeмeни ни oднa из сущeствующиx нa oснaщeнии ВВС СШA бoмб нe былa дoстaтoчнo мoщнoй. Этo привeлo к сoздaнию гигaнтскoй BLU-82 вeсoм 15 000 фунтoв, сбрaсывaeмoй нa пaрaшютe. Пo гeoмeтричeским рaзмeрaм (oбщaя мaссa бoмбы — 6800 кг, мaссa бoeвoй чaсти — 5700 кг) бoeприпaс был слишкoм вeлик для oружeйныx oтсeкoв, сoстoявшиx тoгдa нa oснaщeнии ВВС СШA бoмбaрдирoвщикoв, пoэтoму BLU-82 сбрaсывaли с вoeннo-трaнспoртныx сaмoлeтoв типa C-130.

Вмeстo стaндaртнoгo трoтилa бoмбa BLU-82 «Дэйзи кaттeр» (Daisy Cutter — «Кoсилкa мaргaритoк») кoмплeктoвaлaсь высокоэнергетическим гелеобразным взрывчатым веществом из нитрата аммония и мелкого алюминия. Всего один взрыв подобного боеприпаса создавал вертолетную посадочную площадку, подготовка которой в неприятном случае обычными средствами заняла бы недели.

Бомба имела выносной контактный взрыватель, по причине чему взрыв происходил в воздухе и почти не оставлял воронки.

Популярный миф о «Косилке маргариток» гласит, что BLU-82 выталкивали из грузовой кабины С-130 с поддержкою исключительно мускульной силы специалистов по авиационно-десантному оборудованию этого самолета. Однако на самом деле все было сложнее. Бомба была прикреплена к деревянному поддону с поддержкою тросовой системы и оснащена своеобразными «ножами», которые автоматически отделяли бомбу от поддона, когда она скользила по погрузочной аппарели.

Боевое применение BLU-82 было чрезвычайно удачным, а взрыв настолько впечатляющим (возникало грибовидное облако, видимое за много километров кругом), что подобные бомбардировки сыграли значительную роль в психологическом воздействии на противника. К образцу, одна бомба, сброшенная в районе Суан Лок, поразила более 250 бойцов и командиров вьетнамской войсках.

Впоследствии бомба BLU-82 применялась в ходе войны в Персидском заливе 1991 года. Она сбрасывалась с самолета MC-130 в главном для психологического эффекта.

Позже этот боеприпас был заменен еще более сильной бомбой MOAB GBU-43/B весом 21 600 фунтов (Massive Ordnance Air Blast, тяжелый боеприпас воздушного взрыва). Взрывчатка получила название Mother Of All Bombs — «Мать всех бомб». Вес GBU-43/B составлял 9500 кг, а толпа взрывчатого вещества — 8480 кг.

Этот авиационный боеприпас сбрасывали в Афганистане. Наведение бомбы происходили с помощью GPS, а промах при этом составлял примерно несколько десятков метров.

Испытание нового боеприпаса CLEAVER содержится не только в сбрасывании тяжелых боеприпасов на слабо защищенные цели. Название CLEAVER значит Cargo Launch Expendable Air Vehicles with Extended Range, что можно приблизительно перевести как летный боеприпас увеличенной дальности, запускаемый с транспортного самолета.

Техника сброса остается аналогичной той вот, которая была отработана на бомбах BLU-82 и GBU-43/B. Примечательно, что CLEAVER — сие аббревиатура, но слово «cleaver» с английского можно перевести на русский как «дровокол», «большой ножик мясника». Иными словами, колун. Именно подобное название и образно говорит, что сие совершенно другой тип авиационного средства поражения.

Как «воздушное транспортное средство» с «расширенной дальностью полета», CLEAVER по наружному виду больше напоминает крылатую ракету, чем авиационную бомбу. Военно-воздушные мощь США заявили, что у CLEAVER будут не только крылья, подобно тем, которыми комплектуются планирующие бомбы типа JDAM ER с дальность полета больше 45 миль, но к тому же будет и силовая установка.

Что касается дальности полета CLEAVER, то конкретные числа пока можно только предполагать, пишет Forbes.

Несколько десятилетий назад высказывалась мысль, что военно-транспортные самолеты, находящиеся далеко за пределами зон поражения средств ПВО, могут запускать большое количество крылатых ракет для поражения объектов противника. Это вовсе не новая концепция. Еще в 1970-х годах в США возникали споры о возможном отказе от принятия на оружие проблемного бомбардировщика B-1 и разработке возможных альтернатив, то есть иных авиационных платформ, вооруженных крылатыми ракетами.

Помещалось, что летательный аппарат — носитель новых крылатых ракет с дальностью полета в несколько тыщ километров — может быть транспортным самолетом. Зачем соглашаться на B-52 с 20 ракетами, когда можно получить нечто большее, сравнимое с возможностями самолета типа Boeing 747, утверждают творцы Forbes.

В свое время корпорация Boeing выдвинула предложение о создании самолета-носителя крылатых ракет (Cruise Missile Carrier Aircraft, CMCA) на базе модифицированного авиалайнера Boeing 747, в котором вместо пассажирского салона были бы поставлены пусковые установки револьверного типа на восемь крылатых ракет каждая.

Один обладатель типа CMCA мог бы нести в этом случае 72 крылатых ракеты. Сие более чем в три раза превышает аналогичную загрузку B-52, а и без того впечатляющая дальность полета самолета Boeing 747747 делала бы возможной глобальное боевое применение машин подобного типа.

Расходы на покупку и эксплуатацию CMCA составили бы всего лишь небольшую часть от полной стоимости современного хитрого бомбардировщика.

Крылатые ракеты в этом случае запускались бы из люка в задней доли фюзеляжа транспортного самолета, а каждая пусковая установка поочередно сдвигалась бы соответствующей системой управления по мерке опустошения предыдущей установки.

Однако в конечном итоге CMCA так и не был сооружен, а B-1 Lancer был принят на вооружение, несмотря на его высокую стоимость, за которым следовал еще более дорогой бомбардировщик B-2 Spirit, стоимость которого составила рекордные $2 миллиардов.

Теперь ВВС США возродили эту идею: самолета — летающего арсенала крылатых ракет. По-бывшему замысел заключается в том, что подобный носитель будет комплектоваться большим количеством крылатых ракет и данный самолет в ходе выполнения боевых задач не будет входить в зоны поражения средств противовоздушной защиты противника.

Сегодня в качестве подобной воздушной платформы может быть использован тяжелый военно-транспортный аэроплан C-17.

Такой самолет мог бы рассматриваться как прямой конкурент перспективному стратегическому бомбардировщику B-21 Raider, выполненному по технологиям с малой радиолокационной заметностью. Цена постройки этого бомбардировщика пока с оптимизмом оценивается в $550 млн (в ценах 2010 года), что вызывает значительный скепсис.

Тем не менее, с 1970-х годов ситуация значительно изменилась, и более внимательный взор на CLEAVER показывает, что это не просто соревнование между разными летными средствами поражения в борьбе за дальность и точность попадания в цель. В своем пресс-релизе ВВС USA описывают последнее испытание как шаг к «многомоторной платформе, несущей большое количество полусамостоятельного оружия с поддержкой сети».

Эта концепция, также исследованная в программах ВВС США «Серый волк» и «Золотая Орда», которые смогут быть связаны с CLEAVER, предполагает совместные действия носителей перспективного оружия. Вместо этого чтобы выполнять заранее назначенную миссию, они могут реагировать на изменения в обстановке в режиме настоящего времени, обмениваться информацией и менять планы боевого применения.

Члены группы, которую временами называют «рой», помогут друг другу находить цели, выдавать целеуказания по конкретным объектам поражения, скоро оценивать меняющуюся обстановку и уклоняться от средств поражения вероятного противника.

Интересно, что та вот же самая концепция «полуавтономного оружия с поддержкой сети» используется для описания боеприпасов, запускаемых самолетами-запасами.

Ключевым термином здесь может быть «большое количество». В отличие от крылатых ракет «Томагавк», каждая из которых стоит возле $1,4 млн, CLEAVER рассматривается как нечто, что могло бы появиться на оснащении авиации в массовом распорядке.

Сетевое полуавтономное оружие может атаковать большое количество целей и благодаря их таланты координировать совместные действия может уничтожить гораздо больше объектов противника, чем любая наличествующая система оружия, причем при минимальном участии в этом процессе личного состава.

Прочерчивание такого рода массированной атаки больше похоже на боевую работу Boeing C-17 Globemaster с грузоподъемностью 170 000 фунтов, чем боевой вылет B-21, который, возможно, будет обладать значительно меньшей боевой нагрузкой, чем B-2 Spirit с его полезной перегрузкой в 40 000 фунтов.

CLEAVER представляет собой революционный шаг в совершенствовании авиационных средств поражения, а новые разработки в области лазерного орудия означают, что тяжелые транспортные самолеты смогут защитить себя от ракет соперника.

Широко разрекламированные бомбардировщики B-21 могут оказаться гораздо менее значимыми и полезными, чем «большие количества» дешевых CLEAVER, наполненных на деревянные поддоны, запускаемые автономными воздушными транспортами.

«Пока слишком мало данных, дабы сделать исчерпывающие выводы по целесообразности разработок подобного рода», — рассказал «11news.ru» экс-первый зам. начальника Главного оперативного управления Генштаба ВС РФ генерал-лейтенант Валерий Запаренко.

Тем вот не менее, считает военачальник, само направление работ весьма интересно и перспективно, потому что одна из основных задач в сфере высокоточного оружия для боевой авиации — уменьшение его стоимости, которая пока в некоторых случаях просто непомерно высока.


label

About the author